× Обсуждение статей из пункта "Прогнозы и аналитика". Исправления, добавления и т.д.

Россия в мировой энергетике

Больше
11 года 10 мес. назад #261 от Stalko
Stalko ответил в теме Россия в мировой энергетике
Нельзя сводить все к этому. Европа активно проводит исследования в области альтернативных источников энергии и рано или поздно слезет с "газовой иглы".

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
11 года 10 мес. назад #260 от cayen
cayen ответил в теме Россия в мировой энергетике
Россия имеет большой энергетический потенциал. Она поставляет в Европу газ, что дает ей держать многие страны Евросоюза под своим контролем.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
18 года 5 мес. назад #259 от Stalko
Игорь Юсуфов - министр энергетики Российской Федерации.
О стратегии развития отечественного ТЭК
Россия всегда считалась одним из ведущих энергетических государств мира. В мировом производстве топлива и энергии на ее долю приходится 23% добываемого газа, около 10% нефти (включая газовый конденсат), почти 6% угля и 6% электроэнергии. Есть полная уверенность, что роль российских топливно-энергетических ресурсов в формировании устойчивого энергоснабжения сохранится и в XXI веке.

В России значение ТЭК особенно велико. Во-первых, из-за огромного ресурсного потенциала: располагая 2,4% населения и 13% территории мира, она имеет 12-13% прогнозных топливно-энергетических ресурсов, в том числе более 12% разведанных запасов нефти, более 30% запасов газа, более 11% разведанных запасов угля. Во-вторых, она обладает уникальным производственным, научно-техническим и кадровым потенциалом. В третьих, важное место ТЭК определяется климатическими условиями, при которых обеспечение энергоресурсами экономики и населения страны является жизненно важным фактором существования целых регионов.

В то же время в конце XX века место России в мировой экономике изменилось. Стагнация последних лет существования Советского Союза сменилась глубоким структурным кризисом, небывалым в мирное время спадом производства и ухудшением практически всех показателей жизни населения. ВВП России за период 1990-2000 гг. сократился на 34%. Если бывший СССР (где Россия играла главную роль) относился к числу экономических сверхдержав, то в 2001 г. наша страна по объему ВВП на душу населения заняла лишь 30-е место в мире (18% от уровня США). За годы реформ Россия утратила многие свои прежние позиции. ВВП в 1990-2000 гг. сократился на 34%. В США он вырос за это время на 36%, в Норвегии - на 38%, Великобритании - на 22%, Турции и Мексике - на 41%, Польше - на 43%, в Китае - более чем в 2,5 раза.

Структура экономики России в 90-е гг. менялась в противоположном мировым тенденциям направлении. Удельный вес сырьевой продукции, в том числе энергоресурсов, в структуре мирового ВВП постоянно снижается. В развитых странах прирост ВВП приходится главным образом на обрабатывающую промышленность (особенно на современные наукоемкие производства) и сферу услуг.

Сейчас на долю ТЭК в России приходится около 30% объема промышленного производства, 32% доходов консолидированного и 54% федерального бюджета, 54% экспорта, около 45% валютных поступлений. За последние 10 лет в структуре промышленного производства доля отраслей с высокой добавленной стоимостью снизилась.

Сейчас мы занимаем ведущее место лишь по ресурсному потенциалу и производству первичных энергоресурсов: 1-е место по добыче газа, 2-е - по нефти, 4-е - по электроэнергии, 6-е - по добыче угля.

По потреблению же первичных энергоресурсов на душу населения, несмотря на высокую энергоемкость экономики, мы все сильнее отстаем от развитых стран. Если еще в 1995 г. по общему объему энергопотребления США и Китай превосходили Россию, соответственно, в 3,5 и 1,4 раза, то уже в 2000 г., соответственно, в 3,8 и 2 раза.

После кризиса 1999-2000 гг. в развитии ТЭК появились положительные тенденции - рост производства во всех его отраслях. Но запас прочности ТЭК, созданный на протяжении десятилетий, практически исчерпан.

Учитывая определяющую роль ТЭК в экономике страны, восстановление комплекса, в том числе его позиций на мировом рынке, становится первоочередной государственной задачей.

На заседании правительства РФ 22 мая 2003 г. одобрена Энергетическая стратегия России на период до 2020 г. (далее - Стратегия).

Стратегия предусматривает существенное наращивание производства всех видов энергоресурсов для удовлетворения в первую очередь внутреннего спроса. Остальная продукция будет поступать на внешний рынок.

В предстоящем двадцатилетии внутреннее потребление первичных энергоресурсов увеличится до 1145-1270 млн т у.т. Внешний спрос на российские энергоресурсы также вырастет и составит к 2020 г. до 855 млн т у.т., в том числе на нефть - до 309 млн т, на газ - до 245 млрд м3.

Внутренний спрос и прогнозируемые объемы экспорта должны обеспечиваться ростом производства. Стратегией предусмотрено увеличение производства первичных энергоресурсов к 2020 г. до 2040 млн т у.т. (рост к 2001 г. до 40%).

Один из важнейших приоритетов Стратегии - перевод экономики на энергоэффективный путь развития. Общий потенциал энергосбережения составляет до 45% современного энергопотребления. Около 370 млн т у. т. (40% существующего внутреннего потребления энергии) составляют потери из-за отсутствия необходимых средств для замены оборудования и должного контроля. Реализация потенциала энергосбережения создаст дополнительные экспортные возможности.

В ближайшие годы экспорт энергоресурсов останется ключевым фактором развития национальной экономики. Закрепление за Россией достойного места на мировых энергетических рынках является важнейшей задачей Стратегии. Причем не столько как экспортера дешевого сырья, но и как крупного поставщика продукции более высоких стадий обработки. Но это - задача на отдаленную перспективу.

Развитие внешнеэкономических связей ТЭК до сих пор рассматривалось в основном с точки зрения наполнения государственного бюджета. Единая взаимоувязанная политика их регулирования практически не проводилась. Интеграция России в мировую экономику и перемены на внешнем рынке требуют пересмотра тактики не только российских компаний, но и государства.

В 2002 г. доля топливно-энергетических ресурсов в экспорте составила 54% (машин, оборудования и транспортных средств - 9%). За последние два года вывоз продукции ТЭК увеличился на 12%. При этом изменение структуры экспорта энергоресурсов свидетельствует об усилении сырьевой ориентации. В ней по-прежнему преобладает сырая нефть (более 50%), причем ее удельный вес возрос на 6%. Рост экспорта обработанной продукции зафиксирован только по товарам низших стадий переработки, и то незначительный: на 0,2% дизельного топлива и 1% топочного мазута.

Для стран СНГ Россия является главным поставщиком энергоресурсов. Основные потребители: Украина, Белоруссия, Казахстан и Молдавия. Однако на пути устойчивого сотрудничества имеются серьезные препятствия:

- совместные топливно-энергетические балансы не разрабатываются (кроме России и Белоруссии);

- совместная разработка месторождений ведется в меньших объемах, чем это позволяют ресурсы;

- инвестиции в ТЭК стран СНГ недостаточны, в частности, из-за отсутствия четкого законодательства о недропользовании;

- из-за стремления к диверсификации экспорта - в странах энергоизбыточных, и импорта - в странах энергодефицитных - возникают экономические потери.

Но существуют и предпосылки для объединения СНГ в единое экономическое пространство:

- продолжает осуществляться транзит российских углеводородов через территории стран СНГ; казахстанской, азербайджанской и туркменской нефти и среднеазиатского газа по России;

- электроэнергетические системы функционируют в параллельном режиме;

- действуют совместные предприятия, в частности в газовой отрасли с Казахстаном, Украиной, Белоруссией;

- совместно с Казахстаном осваиваются нефтегазовые месторождения Каспия;

- действуют долгосрочные соглашения о сотрудничестве в газовой сфере с Белоруссией, Казахстаном и Украиной, с Казахстаном - о транзите нефти. Готовится к подписанию ряд других соглашений.

Стратегия предусматривает сохранение в поставках доли стран СНГ в 18-19%. Поставки энергоресурсов в страны СНГ составят к 2020 г. 150 млн т у.т.

Масштабное вовлечение в топливно-энергетический баланс центральноазиатских стран СНГ позволит избежать форсированных вложений в разработку северных газовых месторождений и уменьшить давление на стратегически важные для России внешние рынки. В интересах страны участие наших компаний в развитии инфраструктуры этих стран.

Задачи нового этапа экономической интеграции определены совместным Заявлением президентов Белоруссии, Казахстана, России и Украины от 23.02.03 о формировании Единого экономического пространства.

Для России одним из крупнейших рынков в предстоящие 20-25 лет останется Западная и Центральная Европа. Дальнейшее сотрудничество будет включать совместные энергетические проекты и обмен опытом по внедрению передовых научно-технических разработок. При условии интеграции российского и европейского рынков экспорт газа в эти страны составит в 2020 г. 160-165 млрд м3, нефти - 150-160 млн т.

Стратегией предусматривается организация параллельной работы ЕЭС России с энергосистемами Европы. Это обеспечит равноправный доступ России на рынки Европы и получение эффекта масштаба производства. Рост спроса на российскую электроэнергию в Европе оценивается в 35 млрд кВт.ч. к 2010 г. и до 75 млрд кВт.ч. к 2020 г.

Преодоление рецессии в экономике США и прогнозы ее долгосрочного роста определяют расширение потребности в энергоресурсах. США могут стать долгосрочным рынком сбыта нефти, а американский капитал - источником инвестиций в ТЭК и экспортные направления транспортировки. США также являются перспективным рынком продукции атомной промышленности и сжиженного газа.

Наиболее перспективным является рынок Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Прогнозы экономического развития, особенно в Северо-Восточной Азии, определяют существенные возможности для экспорта ресурсов, технологий и рабочей силы.

Основными партнерами в странах АТР и Южной Азии останутся Китай, Корея, Япония, Индия. Их доля в экспорте нефти возрастет с 3% до 30% в 2020 г., газа - до 15%.

Ближний Восток, Южная Америка и Африка представляют интерес, прежде всего, как потенциальные потребители услуг российских энергокомпаний, а также как импортеры технологий и оборудования.

Предусматривается поддержка участия российских компаний в зарубежных проектах. Но принципиальным условием станет отказ от поддержки проектов, выгодных только зарубежной стороне.

Освоение ресурсов и объемы инвестиций определяют состояние инфраструктуры. От надежности трубопроводного транспорта во многом зависит энергообеспечение регионов. Этим транспортом перемещается 100% газа, почти 99% нефти и около 25% нефтепродуктов.

Созданная в СССР система магистральных нефтепроводов ориентирована, кроме внутреннего рынка, на страны Восточной Европы и морские порты. Сейчас основным потребителем российской и транзитной нефти является Европа. В силу ограниченной потребности Европы рост добычи требует поиска новых рынков сбыта. В связи с этим приняты меры по вводу в эксплуатацию трубопровода КТК, нефтепровода Суходольная-Родионовская и первой очереди БТС. Это дополнение к разветвленной системе магистрального трубопроводного транспорта. Она включает три подсистемы:

1. Газотранспортная система (ГТС) России признана, в т.ч. за рубежом, одной из наиболее эффективных и надежных в мире. Но в ГТС, создание которой началось 45 лет назад, накопилось немало проблем. Главная из них - износ основных фондов; необходима комплексная реконструкция и техническое перевооружение.

В ГТС реализуются и разрабатываются проекты: Заполярное-Уренгой, СРТО-Торжок, Починки-Изобильное-ССПХГ, Ямал-Европа (участок Торжок - гр. Польши), Грязовец-Выборг, Североевропейский газопровод и др.

До 2020 г. требуется строительство около 28 тыс. км магистральных газопроводов, в т.ч. более 7000 км магистральных газопроводов на востоке страны. Будут развиваться проекты: "Голубой поток", Ямал-Европа, Североевропейский газопровод, Китайский газовый проект (Новосибирск-Красноярск-Тайшет-Хабаровск-Пхеньян-Сеул-Дацин).

2. Магистральные нефтепроводы. В 1993-1998 гг. из-за падения добычи нефти ее транспортировка снизились с 347 до 296 млн т/г. С 1999 г. добыча нефти растет, наращиваются транспортные мощности. Реконструировано более 20 нефтеперекачивающих станций, отремонтировано почти 3 тыс. км нефтепроводов и построено более одной тыс. км. Пропускная способность системы увеличилась на 37 млн т/г.

Расширяется трубопроводная система на Новороссийск, вводятся в действие нефтепроводы в обход Чечни и Украины, первая очередь Балтийской трубопроводной системы мощностью 12 млн т/г. Введены в эксплуатацию нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума мощностью 12 млн т/г, газопровод "Голубой поток". До 2020 г. планируется:

- расширение БТС до 50 млн т/г;

- создание новых экспортных портов на Балтике и в Баренцевом море;

- доведение максимальной пропускной способности нефтепровода Тенгиз-Новороссийск до 67 млн т/г;

- завершение интеграции нефтепроводов "Дружба" и "Адрия" и создание нового экспортного направления на порт Омишаль в Хорватии пропускной способностью до 15 млн т/г;

- строительство нефтепровода Ангарск-Находка (мощностью до 50 млн т/г) с ответвлением на г. Дацин (мощностью до 30 млн т/г).

3. Магистральными нефтепродуктопроводами транспортируется около 25% российских нефтепродуктов. Предусмотрено строительство нефтепродуктопроводов Саратов-Волгоград-Тихорецк-Новороссийск, а также Кстово-Ярославль-Кириши-Приморск.

Отсутствие инфраструктуры сдерживает разработку нефтяных и газовых месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока, имеющих ключевое значение для развития экспорта нефти и газа в страны АТР. Отсутствие глубоководных портов в Дальневосточном и Североморском регионах лишает страну возможности расширять рынки сбыта.

Стратегические направления энергетической политики на внешнем рынке:

- расширение экспорта без ущерба для внутреннего рынка; это будет обеспечено в первую очередь сбалансированной ценовой политикой;

- рост экспорта товаров с более высокой добавленной стоимостью при существенном улучшении их качества, в первую очередь нефтепереработки, нефтехимии и газопереработки. Решению этой задачи будет способствовать приведение российских стандартов в соответствие с международными стандартами ИСО/МЭК;

- географическая диверсификация рынков сбыта, развитие северных, восточных и южных направлений (прежде всего в страны Северной Америки и Северо-Восточной Азии) с последующим увеличением их удельного веса;

- обеспечение безопасности транзита;

- освоение месторождений за рубежом;

- полное или долевое владение объектами энергетической инфраструктуры;

- привлечение зарубежных инвестиций;

- развитие новых форм сотрудничества.

Внешнеэкономическая политика будет подчинена решению одной из главных задач - преодолению сырьевой специализации. Это означает опережающее развитие нефте- и газоперерабатывающей промышленности, нефте- и газохимии.

Нефтеперерабатывающая отрасль переживает глубокий спад. В 1993-2002 гг. переработка нефти на НПЗ упала с 218 до 185 млн т/г. Занимая в начале 90-х гг. 2-е место в мире по производству нефтепродуктов на душу населения (после США), Россия переместилась на 4-е - после Японии и Китая.

За 10 лет глубина переработки не выросла. Она составляет 69-70% (в развитых странах - 85-90%). В 2002 г. загрузка мощностей НПЗ составила 68%, износ производственных фондов - около 80%.

Реконструкция НПЗ и создание мощностей по углублению переработки, повышению качества нефтепродуктов и производству катализаторов практически не осуществляется. Инвестиции в нефтепереработку ниже, чем в нефтедобычу, объемы переработки растут значительно медленнее добычи. Внутренние цены сопоставимы с ценами в Европе и США, но наши компании не заинтересованы в развитии нефтепереработки. Это связано с высокими инвестиционными рисками, низким качеством отечественных нефтепродуктов (автобензин и дизтопливо) и высокими транспортными расходами. Экспортные ресурсы других видов нефтепродуктов (прямогонный бензин) сокращаются из-за опережающего роста внутреннего спроса. Поэтому экспорт нефтепродуктов будет снижаться. К 2020 г. он составит лишь 30-50 млн т (в 2002 г. 75 млн т).

Эффективная система государственного регулирования отрасли пока не сформирована. Поэтому она вошла в кризисное состояние и при снижении мировых цен на нефть перестает быть источником устойчивых поступлений в бюджет. Единственная возможность изменить ситуацию - создание конкурентного рынка. Для этого необходимы меры структурной политики, и в первую очередь, поддержка малого предпринимательства. При реализации этих целей к 2020 г. объем переработки возрастет до 215 млн т/г с увеличением ее глубины до 85%.

Важная задача - обеспечение сырьем нефтехимической промышленности, стоимость продукции которой на порядок выше стоимости продукции самой нефтепереработки.

В отличие от нефтеперерабатывающей промышленности переработка газа имеет значительный экспортный потенциал. Стратегией предусмотрено увеличение переработки газа более чем в два раза, рост производства моторного топлива, полиэтилена, полипропилена, метанола и др.

Будет обеспечена специальная поддержка инвестиций в газопереработку и газохимию. Развитию нефтехимии будет способствовать рост добычи газа, богатого высшими углеводородами (этан, пропан, бутан и др.). На базе комплексной разработки уникальных ресурсов газового конденсата и гелия предстоит создать ряд принципиально новых производств.

В перспективе возможен выход на мировой рынок сжиженного газа и экспорт синтетического моторного топлива.

Расширится производство импортозамещающей продукции. Доля импортных машин составит к 2020 г. лишь 5-10%, будет освоено до 98% видов изделий для ТЭК.

Ускоренное развитие производства продукции с высокой добавленной стоимостью даст толчок развитию "новой экономики", по цепочке оживит смежные производства, приведет к увеличению занятости населения и расширению спроса, и в итоге будет способствовать общему подъему экономики.

Данная статья впервые была опубликована на сайте «Мировая энергетическая политика».

Источник: Игорь Юсуфов, http://www.globalaffairs.ru

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Время создания страницы: 0.061 секунд
Работает на Kunena форум
Taobao RU