Ученые в шоке: ЕГЭ по обществознанию перешел грань абсурда

Больше
14 года 1 мес. назад #539 от mylu
Самое абсурдное в том, что чаще всего сами учителя не могут ответить на столь абсурдные вопросы, а что можно хотеть от детей? Так мы ничего хорошего не добьемся.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
14 года 2 мес. назад #538 от Nataly1505
Слава Богу, что я школу закончила, за год до введения ЕГЭ в школах. С облегчением вздохнула, когда узнала, что я еще попала в ряды счастливчиков. В университет поступала легко: тест по русскому - из 30 возможных - 29 баллов, по общим предметам так же. Пока училась в универсистете, его переименовали в институт, вводили ежегодно новые системы оценки знаний. С горем пополам закончили. Но тут пришлось получать второе высшее - я была "приятно" удивлена. В универе были те же самые тесты что и в ЕГЭ. Эта же система учера. Я учусь на юридическом факультете, и до сих пор не могу понять как юристы могут сдавать свои дисциплины тестами. Мне всегда казалось, что юрист - это оратор. Теперь понимаю, что мои знания будет оценивать не профессор бридических наук, а бездушная машина. Соглашусь с предыдущим высказыванием по поводу роботов. Из нас пытаются сделать просто машины.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
14 года 3 мес. назад #541 от Tata

Думаю, многие учителя так бы с радостью и поступили, только ведь ЕГЭ - это конвеер, штампующий выпускников и мысли не должны иметь своего хода.

Я полностью согласна с Вами, что из учеников пытаются сделать просто роботов, в которые заложены готовые ответы. Подготовка к ЕГЭ - это просто натаскивание, которое разрушает любую способность к творческой мысли.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
14 года 4 мес. назад #540 от Stalko

Думаю, что было бы не плохо, если бы при выборе правильного ответа по ЕГЭ также нужно было бы коротко аргументировать свой ответ. И тогда если бы ответ был бы на самом деле очень трудным или не логичным можно было бы хоть понять ход мысли сдающего экзамен. И на этом основании уже оценить не только познания выпускника но также и проверить его способность к самоанализу.

Думаю, многие учителя так бы с радостью и поступили, только ведь ЕГЭ - это конвеер, штампующий выпускников и мысли не должны иметь своего хода.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
14 года 4 мес. назад #537 от Ruslan
Думаю, что было бы не плохо, если бы при выборе правильного ответа по ЕГЭ также нужно было бы коротко аргументировать свой ответ. И тогда если бы ответ был бы на самом деле очень трудным или не логичным можно было бы хоть понять ход мысли сдающего экзамен. И на этом основании уже оценить не только познания выпускника но также и проверить его способность к самоанализу.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
16 года 10 мес. назад #536 от Stalko
Всплакнем по советской системе образования:

"13 июня примерно ста тысячам выпускников российских школ предстоит сдавать Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по обществознанию. Эксперимент с ЕГЭ начался в 2001 году, а в 2008-м он обещает закончиться и превратиться в общепринятую практику. Уже сейчас ясно, что ЕГЭ станет главным инструментом проверки знаний выпускников и во многом заменит вступительные экзамены.

Сам метод тестирования обсуждать бесполезно: определенные достоинства есть даже у него. Прочитав, например, блестящие вопросы по истории, вы наверняка оцените профессионализм их составителей. Но тесты по обществознанию читаются как анекдот большинством людей, имеющих минимум гуманитарного образования. Очевидно, проблема не столько в тестах, сколько в самой дисциплине — обществознании, или, как ее называют сами школьники, «общаге». Это один из самых нелюбимых предметов: он скучен и безграмотен.

Очень не хочется впадать в трагический пафос. Или говорить о принципиальном отставании России в области социальных наук. Но вот беда: ЕГЭ по обществознанию нужно сдавать здесь и сейчас. На этом экзамене решается судьба тысяч выпускников, пишет журнал «Русский репортер» (авторы статьи Ольга Андреева, Григорий Тарасевич). Люди сутками готовятся, пьют валерьянку, закусывая валидолом. Трагикомизм ситуации в том, что, станут ли эти фанатики философами и психологами, зависит вовсе не от их интеллекта. Но это далеко не все. По идее именно с помощью этого курса государственная система образования должна готовить «квалифицированных граждан».

Обществознание — это не только набор фактов и тезисов, это еще и язык, овладение которым помогает молодому человеку учиться рассуждать об обществе и государстве. Либо выпускник сможет формулировать собственные мысли о политике и экономике, либо будет пользоваться штампами об антинародном режиме, масонском заговоре и бизнесменах-кровососах.

Как ученые не смогли ответить на вопросы ЕГЭ

Взяв примеры тестов ЕГЭ по обществознанию из открытого сегмента «Федерального банка заданий», издание обратилось к специалистам из соответствующих областей общественных наук.

Свойства и роли человека, которые он приобретает только во взаимодействии с другими людьми, характеризуют его как:

1. индивида
2. индивидуальность
3. организм
4. личность.

Выберите один ответ.

«На эту тему доктора наук дискутируют десятилетиями, а от десятиклассников требуется точное знание. Ответом на этот вопрос может стать только рассуждение. Создается впечатление, что составители этих тестов не видят разницы между фактом, гипотезой, данными опыта; не отличают установленные факты от терминов, создаваемых для удобства объяснения. Существование таких вопросов говорит о полном отсутствии философской культуры их составителей», — говорит Дмитрий Леонтьев, доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии МГУ, автор более 350 публикаций по вопросам психологии личности.

Какая из перечисленных наук изучает межнациональные конфликты и пути их разрешения?

1. Антропология
2. Культурология
3. Социология
4. Философия

Выберите один ответ.

«Все названные науки в той или иной степени затрагивают эту тему, но непосредственно ни одна из них ее не изучает. Межнациональные конфликты — это вопрос междисциплинарной экспертизы, в которую могут и должны входить культурологи, философы, религиоведы, экономисты, антропологи, социологи и многие другие», — комментирует Григорий Гутнер, старший научный сотрудник Института философии РАН.

И человек, и животное способны:

1. использовать природные предметы
2. изготавливать орудия труда с помощью других орудий труда
3. передавать трудовые навыки последующим поколениям
4. осознавать собственные потребности.

Выберите один ответ.

«Тут, конечно, все странно… Три ответа правильных, а один надо выкинуть. Орудия труда, изготовленные с помощью других орудий труда, — это только про человека. А вот остальные варианты могут относиться и к людям, и к животным. Последние могут „использовать природные предметы“. Например, обезьяны во время засухи разжевывают листочки до состояния мягкой губки, опускают их в маленькие лужицы и таким образом пьют. Это умение по наследству не передается — старшие обучают детей, а значит, животные способны „передавать трудовые навыки последующим поколениям“.

„Осознавать собственные потребности“… не знаю даже, как комментировать. Это свойственно и тем и другим. В самом деле, раньше считалось, что животные действуют инстинктивно, не думая. Но эта гипотеза давно признана устаревшей. Может быть, авторы учебников имеют в виду именно ее? Непонятно», — рассуждает Ольга Григорьева, научный сотрудник лаборатории антропологической реконструкции Института этнологии и антропологии РАН.

Конкуренция производителей в рыночной экономике:

1. приводит к снижению производительности труда
2. уравновешивает спрос и предложение
3. усиливает вмешательство государства в экономику
4. стимулирует увеличение затрат на производство.

Выберите один ответ.

Для того, чтобы выбрать правильный ответ, нужно сначала понять, что имеют в виду авторы теста. Но вопросы порой не понимают даже специалисты.

«Предполагается, конечно, что школьник выберет ответ про „уравновешивание спроса и предложения“. Он вытекает из принципов неоклассической западной экономической теории. Но я бы не сказал, что это безусловный тезис. Если честно, в результате конкуренции спрос не всегда уравновешивает предложение», — говорит Борис Бродский, профессор Высшей школы экономики, заведующий лабораторией ЦЭМИ РАН.

Какой признак характеризует человека как личность?

1. Особенности внешности
2. Общественная активность
3. Свойства темперамента
4. Физическое развитие

Выберите один ответ.

«Я занимаюсь психологией личности 25 лет и могу сказать, что в современной науке нет четких представлений о том, какие признаки характеризуют личность. На сей счет существует несколько теорий, и каждая из них предполагает свой ответ. Подобные вопросы задавать нельзя.

Не знаю, какой вариант должен считаться правильным для школьника, но каким бы он ни был, мне не нравится категоричность выбора. Ответ на этот вопрос характеризует не знание учащегося, а субъективное мнение автора учебника. Я, например, не задам этот вопрос в расчете на получение четкого ответа. Экзамен проходит в стиле ответ — аргументация. В отличие от законов Ньютона здесь мы имеем дело не с достоверным знанием. Поэтому форма тестов к таким вопросам вообще не применима. И крайне вредна», — уверен Дмитрий Леонтьев, доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии МГУ.

Какую функцию науки иллюстрирует создание искусственных заменителей сахара для людей, страдающих различными заболеваниями?

1. Объяснительную
2. Прогностическую
3. Социальную
4. Производственную

Выберите один ответ.

«Ни один из приведенных вариантов ответа не подходит. Социальная функция науки формулируется не в терминах создания препаратов, а в терминах изменений общественной жизни. Но здесь об этом ни слова не сказано. Все остальные перечисленные функции и вовсе не при чем. Возможный ответ — медико-технологическая функция. Но мне в принципе не понятен этот подход. Что может иллюстрировать изготовление нового препарата? Функции науки — это совсем другое. Так вопросы ставить нельзя», —считает Григорий Гутнер, старший научный сотрудник Института философии РАН.

Известно, что крестоносцы привезли в Европу с Востока ряд культурных норм, например привычку мыть руки перед едой. О какой тенденции в развитии культуры свидетельствует этот факт?

1. О сохранении самобытности
2. О возрождении традиций
3. О национальной изоляции
4. О взаимном обогащении

Выберите один ответ.

«Если я правильно понимаю, речь идет о заимствовании бытовых культурных норм. Вообще это называется рецепцией культурных форм. Формально говоря, корректного ответа в списке нет. Если „взаимное обогащение“ понимать как рецепцию, то, может быть, 4-й вариант и правильный. Но „взаимное обогащение“ — это странная формулировка. Слово „взаимное“ здесь совершенно неуместно. В чем проявляется взаимность в данном конкретном случае?» — спрашивает Наталья Крюкова, заместитель директора Российского института культурологии.

Какая из перечисленных наук изучает отношения между людьми, связанные с организацией производства?

1. Философия
2. Социология
3. Политология
4. Экономика

Выберите один ответ.

«Правильный ответ — и социология, и экономика. Но вообще речь здесь идет о междисциплинарном исследовании, а значит, вопрос некорректен. Я не думаю, что подобные вопросы можно использовать на экзамене», — говорит Григорий Гутнер, старший научный сотрудник Института философии РАН.

К какой сфере общественной жизни относятся взаимоотношения между сословиями и этническими группами?

1. Экономической
2. Социальной
3. Политической
4. Духовной

Выберите один ответ.

«Вопрос плох уже тем, что может быть истолкован двояко: то ли сословие „взаимосоотносится“ с этнической группой (что звучит довольно странно), то ли речь идет об отношениях между разными сословиями или разными этническими группами. В последнем случае правильным можно считать любой из четырех ответа. Сословие с сословием вступают во взаимоотношения в основном в политической и экономической сферах.

Восставшие посадские люди, как правило, требовали улучшения жизненных условий и смещения зарвавшейся администрации. Конфликты между этническими группами чаще всего носили религиозный характер, но при этом были тесно связаны как с экономикой, так и с политикой.

Самый простой пример — восстание украинцев против поляков в середине XVII века. Причин было три: притеснение православных (духовная сфера), желание украинской „старшины“ получить те же привилегии, которыми пользовалась польская шляхта (политика), бедственное положение украинских крестьян (экономика).

По-моему, подобный вопрос мог составить только человек абсолютно невежественный, у которого за голой схемой нет конкретных исторических знаний», — подчеркивает Галина Иванова, научный сотрудник Российского государственного архива древних актов.

Производителю в условиях рынка выгодно:

1. постоянное повышение цен на продукцию
2. производство товаров для собственного потребления
3. снижение затрат на единицу производимой продукции
4. государственное распределение основных производственных ресурсов.

Выберите один ответ.

«Наверное, авторы имели в виду „снижение затрат“. Но этот вопрос — чистая профанация темы. Снижение затрат, безусловно, выгодно, но и повышение цен тоже. Если рассматривать проблему только через призму выгодности, то производителю может быть выгодно буквально все, в том числе благоприятное участие государства в распределении ресурсов», — комментирует Олег Бронашко, заведующий учебной частью кафедры экономической теории и предпринимательства Института экономики РАН."

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Время создания страницы: 0.057 секунд
Работает на Kunena форум