1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 Голоса(ов)

Система сквозного проектирования Altium Designer. Подключение step-файлов (3D-модели элементов).

Сразу оговорюсь: пишу эту статья не как претензию на учебник SolidWorks, либо на то, что модели нужно обязательно рисовать в именно в этой среде. Но именно мне привычнее и удобнее работать в ней.

Итак, ранее мы создали библитеку посадочных мест, где было создано посадочное место для транзистора КТ-315. И я обещал, что покажу, как подключить к нему STEP-модель для трехмерного отображения и моделирования в Altium Designer.

Снова приведу чертеж данного транзистора, модель которого мы сейчас будем создавать и подключать.

Будем рисовать транзистор КТ-315

Основная задача для начала - верно выбрать опорную плоскость. Нам желательно нарисовать модель так, чтобы при подключении к посадочному месту не пришлось ее крутить и двигать.

Нам нужно понять, как расположены и направлены координатные оси в Altium Designer. На самом деле это - единственный вопрос, который нужно осознать, всё остальное лирика, и целую статью я мог бы не писать.

Итак, координатные оси у Altium Designer расположены следующим образом (хотя когда начинаешь крутить элемент в это тяжело поверить, но я позже объясню):

  • ось абсцисс (X) - направлена вправо
  • ось ординат (Y) - направлена вверх
  • ось аппликат (Z) - смотрит их экрана прямо на нас

Соответственно, в качестве базовой плоскости нам нужно выбрать аналогичную плоскость у SolidWork. Это плоскость "Спереди".

Выбираем рабочую плоскость в SolidWork

Далее специалисты в области трехмерного проектирования могут просто пропустить и идти сразу в низ статьи. Дальше будет описание создания модели в SolidWorks.

Итак, мы выбрали плоскость для рисования. Выбираем инструмент "Прямоугольник из центра", так как мы хотим, чтобы базовая точка была в центре плоскости модели. Иначе потом в Altium придется модель подвигать.

Инструмент - прямоугольник из центра

В качестве центра указываем начало координат системы.

Рисуем из начальной точки

Растягиваем прямоугольник. Я обычно делаю на глаз, не вымеряя сразу.

Нарисовали прямоугольник

Выделяем отрезки эскиза и задаем им значения длины.

Устанавливаем размеры сторон прямоугольника

Подтверждаем эскиз.

Подтверждаем вытягивание тела из эскиза

Указываем длину вытяжки.

Устанавливаем длину вытягивания

Установили длину вытягивания

Подтверждаем вытяжку.

Установили длину вытягивания

Получили такую вот "коробочку".

Полученное тело

Нам нужно создать фаску. Выбираем грань для создания фаски. Выбираем инструмент "Фаска".

Выбираем грань для создания фаски

Указываем размер фаски.

Настраиваем фаску

Полученная фаска.

Полученная фаска

Теперь зададим характерный "кирпичный" цвет транзистору.

На бобышке нажимаем правую кнопку и выбираем инструмент изменения цвета. Тут я совершил ошибку случайно, выбрав для изменения цвета не саму бобышку, а элемент КТ-315. Чем это закончится, увидим позже.

Изменяем цвет тела

Выбираем цвет.

Установили цвет тела

Подтверждаем изменение цвета.

Применяем настройки цвета тела

Нам необходимо найти центральную плоскость корпуса. Для этого нам необходимо создать вспомогательную геометрию. А конкретно - серединную плоскость. Выбираем первую плоскость для создания вспомогательной плоскости.

Выбираем первую плоскость для вспомогательной геометрии

Выбираем противоположную ей как вторую плоскость (левой кнопкой мыши с нажатым на клавиатуре шифтом).

Выбираем вторую плоскость для вспомогательной геометрии

Выбираем инструмент "Справочная геометрия".

Меню справочная геометрия

Система сама по набору определяет, что мы, вероятно, хотим именно среднюю плоскость.

Создаем справочную плоскость по типу средняя плоскость

Подтверждаем создание.

Подтверждаем создание справочной плоскости

У нас появилась справочная плоскость. На равном расстоянии от плоскостей корпуса.

Полученная плоскость

Точно так же создаем перпендикулярную ей среднюю плоскость.

Создаем вторую справочную плоскость (центральная нога транзистора)

Создадим вспомогательную геометрию для других ног транзистора.

Выделяем среднюю плоскость и берем инструмент "Справочная геометрия".

Меню Справочная геометрия

На этот раз мы создаем не среднюю плоскость, а плоскость, лежащую на определенном расстоянии от исходной. Конкретно на 2,5 мм (расстояние между центрами ножек транзистора).

Создаем справочную плоскость под вторую ногу транзистора

Снова выделяем среднюю плоскость...

Созданная справочная плоскость под вторую ногу транзистора

...и создаем еще одну справочную плоскость, уже под третью ножку.

Создаем справочную плоскость под третью ногу транзистора

Выделяем две перпендикулярных средних плоскости. Снова создаем справочную геометрию, но уже оси.

Выбираем две плоскости для создания справочной оси

У нас появилась ось, основанная на двух плоскостях. Подтверждаем ее создание.

Создаем справочную ось

Полученная ось.

Полученная справочная ось

Таким же образом создаем еще две оси.

Создали справочные оси под все три ноги

Выделяем плоскости. Они нам больше не нужны, только мешают, мы их погасим. Ни в коем случае не удалим, иначе исчезнут и оси, они от них зависят.

Скрываем ненужные уже плоскости

Плоскости погашены и больше не видны.

Справочные плоскости скрыты

Спускаемся еще ниже по дереву справочной геометрии. Теперь нам нужны справочные точки. Выделяем ось и плоскость, из которой потом вытянем ножки. Используем инструмент "Справочная геометрия".

Создаем справочную точку для центральной ноги транзистора

Подтверждаем создание справочной точки.

Создаем справочную точку

Таким же образом создаем еще две точки, а оси гасим за ненадобностью.

Скрываем ненужные уже справочные оси

И вот мы имеем три точки, которые являются центрами будущих ножек транзистора.

Три справочные точки под ноги транзистора

Выделяем плоскость, из которой мы будем "тянуть" эти ножки, и используем инструмент "Вытянутая бобышка".

Выбираем плоскость для создания эскиза ног транзистора

С помощью инструмента эскиза "Прямоугольник из центра" рисуем три прямоугольника на плоскости.

Инструмент - прямоугольник из центра

Создаем эскиз ножек для вытягивания

Задаем размеры отрезков в соответствии с размерами ножек.

Задаем размеры

Размеры заданы, мы готовы вытягивать. Нажимаем "Подтвердить".

Размеры заданы

Указываем, на какую длину нужно вытягивать ножки. Подтверждаем вытягивание. И тут я совершаю еще одну ошибку, забыв снять галочку "Объединить результаты"

Устанавливаем длину вытягивания ножек

И в результате мы получаем замечательный транзистор, но с ножками кирпичного цвета. Во-первых, я ранее окрасил не бобышку, а весь компонент. Во-вторых, объединил результаты.

Полученные ножки (имеют неправильный цвет)

Выделяем бобышку ножек и выбираем "Редактировать определение".

Редактировать определения бобышки

Исправляем вторую ошибку: снимаем галочку "Объединить результаты".

Забыли снять галочку Объединить результаты

Подтверждаем действие.

Снимаем галочку Объединить результаты

Выделяем бобышку ножем и хотим изменить цвет. Видим, что цвет установлен ранее для всей модели.

Меняем цвет ножет

Исправить это не сложно. Просто установим цвет для нужной бобышки.

Меняем цвет ножек

Выбираем цвет.

Выбираем цвет ножек

И вот наш транзистор почти готов.

Полученный транзистор

Скрываем точки, они нам тоже уже не нужны.

Скрываем точки

Я люблю еще наносить на модели надписи. Для этого выделяем плоскость, на которой будем писать и выбираем инструмент "Вытянутая бобышка".

Выбираем плоскость для надписи (маркировки)

Выбираем инструмент эскиза "Текст".

 

Инструмент - Текст

Вводим текст. Он большой и не расположен не там, где надо.

Ввели текст

Снимаем галочку "Использовать шрифт документа" и нажимаем кнопку "Шрифт".

Меняем размер шрифта

Выбираем размер шрифта.

Выбираем размер шрифта

Левой кнопкой мыши располагаем текст в нужное место.

Спозиционировали текст

Подтверждаем ввод текста

Подтверждаем текст

Подтверждаем эскиз.

Подтверждаем эскиз

Система запрашивает, на какое расстояние вытянуть эскиз.

Вытягивание текста как бобышки

Нам много не нужно, правим и подтверждаем вытягивание.

Задаем величину вытягивания и подтверждаем

Меняем цвет бобышки (текста).

Выбираем цвет текста

И вот мы получили готовый транзистор.

Полученный текст маркировки

Теперь нам нужно сгенерировать STEP-файл. Для этого используем меню "Файл/Сохранить как".

Сохраняем

В качестве типа файла выбираем STEP AP214. (STEP AP203 тоже загрузится в Altium Designer, но он не содержит в себе сведений о цвете примитивов модели, и все будет противного однотонного цвета).

Выбираем формат STEP AP-214

Собственно, с SolidWork мы закончили. Возвращаемся в редактор посадочных мест Altium Designer.

Добавление 3D-модели производится через меню "размещение/Корпус компонента".

Altium Designer добавляем корпус компонента

Открывает окно выбора корпуса. В качестве типа 3D-модели указываем "Generic 3D Model".

Добавить как 3D модель

Для загрузки файла нажимаем "Load from file".

Загрузить модель из файла

Выбираем нужный файл.

Выбираем файл STEP-модели

И в предосмотре мы видим его ориентацию. Так как мы всё расчитали изначально, корпус у нас верно ориентирован относительно посадочного места. 

Модель загружена

Остается только разместить его на поле. Указываем начало координат посадочного места левой кнопкой мыши (для этого мы и начинали именно с "Прямоугольник из центра".

Выбираем позицию вставки модели

Наша модель ровненько легла по посадочное место.

Вставили модель

Работа закончена, посздравляю.

А вот что бывает, если не рассчитать заранее плоскость.

Неправильно ориентированная модель

Выделяем неверно ориентированную модель, нажимаем правую кнопку мыши и выбираем пункт "Свойства".

Меню Свойства

Как мы видим, значения все по умолчанию, но ориентация совершенно неверная.

Модель с ориентацией по умолчанию

Вот так модель выглядит в Solid-е.

Исходная модель

Исправляем ситуацию вручную, вводя углы поворота справа от картинки модели.

Настраиваем ориентацию модели вручную

И в конце я объясню, почему трудно поверить именно в то расположение осей Altium Desogner, которое я указал в начале статьи. Иногда указываешь поворот относительно оси X, и видишь, что он крутанулся относительно оси Y и т.д. Дело в том, что те оси, которые мы видим справа от внешнего вида модели, это не оси редактора посадочного места. Это оси модели! Поэтому если Вы повернули модель относительно оси Z, то ее ось Y совпадает с осью X редактора. и начинается чехарда.

Удачной всем работы!

 

Оставьте свой комментарий

Оставить комментарий как гость

0
  • Комментариев нет
Aliexpress WW