1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 Голоса(ов)

Система сквозного проектирования Altium Designer. Создание библиотек компонентов

  1. На чём будем тренироваться?
  2. Создаем проект
  3. Создаем схемотехническую библиотеку (УГО)
  4. Рисуем УГО транзистора
  5. Создаем библиотеку посадочных мест
  6. Создаем посадочное место КТ-315
  7. Связываем УГО транзистора с посадочным местом КТ-315
  8. Создаем УГО резистора
  9. Создаем посадочное место Р1-12
  10. Копирование УГО из библиотеки в другую библиотеку
  11. Копирование посадочного места из библиотеки в другую библиотеку
  12. Назначение нескольких посадочных мест одному УГО
  13. Многоячеечные (многовентильные) компоненты
  14. Скрытие неиспользуемых выводов
  15. Разная конфигурация металлизации контактов по слоям
  16. Использование помощника создания компонентов
  17. Помощник создания символов УГО

На чём будем тренироваться

Дабы не изучать вопрос абстрактно, зададимся целью нарисовать и подготовить печатную плату в соответствии с данной простенькой схемой мультивибратора на двух транзисторах КТ-315.

Сразу скажу: описывать стараюсь очень подробно, так как сам очень не люблю, когда читаешь инструкцию и вдруг видишь "ну как это сделать, и так понятно". А может мне не понятно? И еще: не судите строго, что я делаю много ненужных действий (как Вы поймете впоследствии). Я это делаю специально, чтоб максимально ознакомить с возможностями системы. Дальше каждый сам для себя решит, что делать стоит, а что - нет, и как ему делать удобнее.

Будем разрабатывать плату для такой схемы

Создаем проект

Итак, считаем, что мы начинаем с нуля, поэтому создаем проект. Сделать это можно в меню "File/New/Project".

Создаем новый проект

Altium Designer просит нас выбрать тип проекта. Мы собираемся изготовить печатную плату, поэтому выбираем тип "PCB Project". При этом нужно указать его имя и местоположение.

Выбираем тип проекта и его месторасположение на диске. Тип проекта - PCB Project, название проекта - TestProject1, расположен в папке Проекты

Если мы посмотрим в проводнике (или любом файловом менеджере), то увидим, что в указанном местоположении на диске появился файл проекта.

Местоположение проекта на диске

Для начала нам необходимо подготовить библиотеки схемных элементов (УГО) и посадочных мест. В Altium Designer они хранятся в разных файлах.

Создаем схемотехническую библиотеку (УГО)

Начнем с библитеки схемных элементов. С помощью меню "File/New/Library/Schematic Library" создадим сам файл библиотеки.

Создаем новую схемотехническую библиотеку

В дереве проекта появилась схемная библиотека. Если открыть ее двойным нажатием левой кнопки мыши, мы увидим пустую библиотеку. Нажатием на кнопку "Добавить" (повторю, у меня частично руссифицированная версия, и это был не мой каприз) создаем новый компонент.

Добавляем схемный компонент в библиотеку

Стоит сохранить библиотеку. Это позволит нам задать ей имя, да и просто не потерять результаты работы.

Сохраняем схемотехническую библиотеку

Указываем для нее имя.

Выбираем путь сохранения схемотехнической библиотеки

Видим, что на диске появился файл библиотеки схемных обозначений.

Схемотехническая библиотека на диске

Оговорюсь сразу, что в реальной жизни не нужно под каждый проект создавать библиотеку, а если библиотека у нас уже есть, ее нужно подключить к проекту, чтобы можно было ее использовать.

Добавляем схемотехническую библиотеку в проект

Вернемся к нашей новосозданной библиотеке. Как Вы помните, мы успели создать элемент-пустышку.

Теперь пришло время сделать из него что-то стоящее. Нам нужен транзистор КТ-315. С него и начнем. Нажимаем кнопку "Правка".

Рисуем УГО транзистора

Добавляем и редактируем компонент в схемотехнической библиотеке

Открывается окно свойств компонента. Как мы видим, компонент действительно является пустышкой, этакой заготовкой.

Нужно исправить шаблон позиционного обозначения

Задаем компоненту имя и шаблон позиционного обозначения (VT для транзистора). Знак вопроса в шаблоне указывает на то, что в этом месте будет располагаться порядковый номер элемента с таким шаблоном.

Шаблон позиционного обозначения для транзистора VT?

Мы живем в России, поэтому рисовать позиционное обозначение будем в соответствии с ЕСКД (ГОСТ 2.730-73)

УГО биполярного транзистора по ЕСКД

Нам неоходимо задать шаг сетки, так как привязка графики происходит по узла сетки. При этом нужно учесть, что выбирая шаг сетки с редакторе элементов мы должны попасть в ту сетку, которую потом планируем использовать в редакторе схем.

Устанавливаем шаг сетки графического редактора Altium Designer

Выставляем шаг полмиллиметра.

Ставим сетку графического редактора 0,5мм

Начинаем рисовать элемент. Для этого воспользуемся инструментом "Линия".

Инструмент графического редактора Размещение/Линия

Однако, когда мы начинаем проводить линию, мы видим, что она совершенно не такая, как нам нужно. Линия строится из отрезков под 90 градусов.

Линия рисуется в виде отрезков под 90 градусов

Для переключения режима используется нажатие на кнопку "Пробел" непосредственно в режиме проведения линии (не до выбора инструмента, а во время рисования).

Первым у нас появляется вариант линии под 45 градусов.

Включили рисование с использованием 45 градусных отрезков

Затем снова под 45 градусов, но немного с другим расположением косой и прямой линий.

Тоже 45 градусов, но в другом порядке

И, наконец, нам дают провести линию под свободным углом, что нам и требуется.

Включили произвольный наклон отрезка при рисовании

Мы проводим обе линии (эмиттера и коллектора транзистора). Если мы хотим более точно задать координаты концов отрезков, мы можем их напрямую отредактировать. Для этого выделяем нужный отрезок, и нажимаем правую кнопку мыши. В выпавшем меню выбираем пункт "Properties" (Свойства).

Свойства нарисованного отрезка

Появляется окно, позволяющее редактировать свойства отрезка.

Свойства полилиний (графика)

На второй вкладке (Базовые точки) мы видим координаты всех сегментов. Выделив поле мышкой, мы можем ввести значение координаты непосредственно с клавиатуры.

Базовые точки полилинии

Итак, перед нами почти готовое УГО транзистора. Не хватает только стрелочки эмиттера. В PCAD эту стрелочку рисовали вручную, графикой. В Altium Designer ситуация другая.

Условное графическое изображение транзистора (почти готово)

Выделяем нужный отрезок и снова выбираем пункт "Properties".

Снова идем в свойства полилинии

На первой вкладке (Графика) можно выбрать оформление концов отрезков, в том числе с помощью стрелки. Выбираем нужный нам вариант.

Выбираем отображение полилинии как стрелки

Всё, теперь наш транзистор готов.

Готовое УГО нашего транзистора

Но есть одно "Но", про которое я говорил выше: нам нужно учесть, что контакты (мы их пока не ставили, об этом позже) желательно расположить так, чтобы они попадали в сетку схемного редактора. Я планирую использовать там шаг 5 мм, а если посмотреть рисунок чуть выше (где показаны координаты точек), то в эту сетку мы не попадаем.

Поэтому первое желание - подвинуть элемент так, чтобы он попал в сетку. Что мы и сделаем. Выделяем все отрезки...

Выделяем все полилинии, составляющие транзистор

Транзистор полностью выделен

... и выбираем инструмент "Переместить выбранные объекты".

Инструмент "Переместить выбранные объекты"

После чего указываем левой кнопкой мыши начальную (базовую) точку, от которой мы будем проводить перемещение, а вторым нажатием указываем, куда эта точка должна переместиться (вместе с выделенными элементами графики).

Переместили все полилинии, составляющие УГО транзистора

Все точки у нас попали в сетку, кроме "хвостика" базы.

Редактируем базовые точки полилинии напрямую

А его мы отредактируем вручную, как я говорил выше.

Редактируем базовые точки полилинии напрямую

Теперь у нас всё лежит в сетке 5 мм. Позже Вы увидите, что на данном этапе заморачиваться на этом не было смысла.

Результат

На всякий случай сохраним библиотеку (сохраняется не элемент, а вся библиотека).

Сохраняем схемотехническую библиотеку

Но те, кто работал с другими САПР, спросят меня: графика - это замечательно, но для того, чтобы использовать компонент, нужны контакты (пины), разве нет? Спросят, и будут правы.

Расставим выводы на нужные места. 

Размещаем вывод (контакт) для УГО транзистора

Размещаем вывод базы. Видим, что у нас появились какие-то непонятные цифры (в моём случае цифры 6).

Разместили контакт базы транзистора

Это имя контакта (откуда Альтиум их берёт по умолчанию - загадка). Нам нужно изменить имя, да и вообще показывать его смысла нет никакого. Выделяем вывод (не линию, а именно пин) и нажимаем правую кнопку мыши. В выпавшем меню выделяем "Properties".

Будем редактировать свойства контакта

Перед нами окно свойств вывода. Вводим ему имя (Б - база) и обозначение (по сути номер, оно потом будет использовано при связывании с посадочным местом).

Окно свойств контакта

Так как отображать имя и обозначение для транзистора нам нет никакого смысла, то снимаем галочки справа от полей ввода.

Настроили свойства контакта

Так выглядит сейчас наш транзистор. На базе виден небольшой крестик. Это, собственно, и есть вывод.

Установили компонент в сетку

Ставим выводы на коллектор и эмиттер.

Добавили контакты эммитера и коллектора

Редактируем их свойства.

Настраиваем свойства контакта коллектора

Выводы расположить под углом не получится, поэтому получился такой паучок (но всё в рамках ЕСКД).

Готовое условное графическое обозначение транзистора

Создаем библиотеку посадочных мест

Как я уже говорил, в Altium Designer библиотеки УГО и посадочных мест - это два разных файла. Поэтому прежде чем мы начнем рисовать посадочное место под КТ-315 нам необходимо этот файл библиотеки создать.

Создаем библиотеку посадочных мест

Создаем посадочное место КТ-315

В окне дерева проекта у нас появилась библиотека посадочных мест. Открыть ее можно, дважды кликнув по ней левой кнопкой мыши.

Для того, чтобы создать новое посадочное место, нужно нажать правую кнопку мыши в окне списка компонентов (на рисунке в левом верхнем углу) и выбрать "создать пустой компонент".

Создаем посадочное место в библиотеке

Сохраняем библиотеку, выбрав ей имя.

Сохраняем библиотеку посадочных мест

На диске появился отдельный файл этой библиотеки, который мы, при желании, можем даже скопировать и отнести на другой компьютер.

Библиотека появилась в папке проекта

Следующее, что нам нужно сделать: задать свойства библиотеки, а конкретно единицы измерения. Для этого на поле графики компонента (в теории любого, свойства едины для всей библиотеки, но у нас он пока один) нажимаем правую кнопку мыши и выбираем пункт "Опции библиотеки".

Настраиваем библиотеку посадочных мест

В параметрах платы выставляем метрические единицы измерения.

Выбираем метрические единицы измерения для библиотеки посадочных мест

Дважды кликнув по имени компонента мы откроем окно его свойств.

Настраиваем посадочное место

В этом окне можно задать имя компонента, высоту (по максимальной точке) и описание. Русские буквы работают без проблем. После ввода нажимаем кнопку "Ok".

Настраиваем посадочное место

Вводим нужные нам значения.

Задаём имя, описание и высоту для посадочного места

Рисовать КТ-315 будем на основе его описания. Оно есть только в таком виде.

Описание КТ-315

Начнем с размещения контактов, контуры корпуса нарисуем позже.

Естественно (по-крайней мере для меня, что средний контакт элемента будет находиться в начале координат). Лично мне так удобнее, потому что проще вращать элемент на плате.

Используем инструмент "Разместить контактную площадку".

Размещаем контактную площадку

Нажатием левой кнопки мыши указываем, куда поставить площадку.

Поставили первую контактную площадку

Все площадки по умолчанию имею номер и описание "0". При выделенной площадке нажимаем правую кнопку мыши и выбираем пункт "Свойства".

Свойства контактной площадки

Открывается окно свойств со значениями по умолчанию.

Настраиваем контактную площадку

Первым делом установим размеры и форму контактной площадки. Также установим значение "Обозначение". Это то самое поле, которое мы задавали и в описание контакта УГО и которое служит для дальнейшего связывания условного обозначения и посадочного места.

Установили форму и размеры контактной площадки

Теперь нам нужно расставить остальные контактные площадки. Обычно я копирую первую созданную (ведь я уже настроил ее форму и размеры), а далее вставляю ее по нужным координатам.

А чтобы проще было расставлять, я стараюсь делать шаг равным шагу контактов (либо кратным ему). Потом можно просто "шагать" стрелками на клавиатуре и вставлять, где нужно.

Задаем шаг сетки для редактора посадочного места

В данном случае шаг контактов равен 2,5 мм. Этот же шаг я устанавливаю для сетки. Можно поставить и 0,5 мм, но тогда будет нужно сделать пять "шагов".

Устанавливаем шаг сетки равным 2,5мм

Итак, я вставил все три контактные площадки и настроил им описания с учетом описаний в схемном обозначении.

Сделали все контактные площадки для транзистора

Пришло время нарисовать контур корпуса. Тут каких-то четких рекомендаций и правил нет. Есть механические слои, которые каждый может использовать на своё усмотрение. А кто-то вообще ограничивается шелкографией.

Лично я использую для верхнего слоя контуров слой Mechanical 1. Это немаловажная оговорка, насчет верхнего слоя контуров. Я учился сам, на своих ошибках. И в самом первом проекте при попытке сгенерировать сборочный чертеж получил мешанину из элементов, чтоящих на обоих сторонах платы.

С тех пор я создаю пару слоёв Mechanical 1/Mechanical 2 (для верхнего и нижнего слоев соответственно). Как это сделать, мы узнаем позже.

А сейчас нам необходимо включить слой Mechanical 1 (если он не включен по умолчанию). Для этого идем в меню "Инструменты/Цвет слоёв".

Необходимо включить слой Mechanical 1

В моем случае мы видим, что слой и так включён (чтобы понять это не нужно было заходить сюда, его видно в нижнем поле списка активных слоёв).

Если слой не включен, снимаем галочку "Показать только включенные", находим его и ставим галочку "Включён".

Список активных слоёв

Находим слой в нижнем списке слоёв.

Слои в нижней части поля редактора посадочных мест

Выбираем слой как активный нажатием на него.

Активизируем слой Mechanical 1

Выбираем инструмент рисования "Линия".

Выбираем инструмент рисования "Линия"

И отрисовываем контур. Рисуем как нам удобно и как нам хочется видеть элемент на сборочном чертеже. Как я говорил, каких-то правил нет.

Отрисовываем габариты корпуса посадочного места

Настало время нарисовать шелкографию. Для шелкографии в Altium Designer уже предопределён слой "Top Overlay" (для верхнего слоя).

Активируем слой Top Overlay

Рисуем шелкографию. Помните, что на шелкографию растространяются требования производителя по минимальной толщине и отступу от металлизации.

Рисуем шелкографию в слое Top Overlay

Если нам нужно изменить толщину отрезка, то мы выделяем его и нажимаем правую кнопку мыши. В выпадающем меню выбираем пункт "Свойства".

Нужно установить толщину линии шелкографии

И изменяем значение толщины линии на нужное нам.

Толщина по умолчанию 0,1мм

Чтобы не редактировать все отрезки по отдельности, можно выделить их (левой кнопкой мыши с нажатым "шифтом")...

Изменили толщину линии, выделяем остальные

...либо выделяя в окне списка примитивов графики компонента.

Можно выделить в окне объектов

После того, как мы выделили все нужные нам отрезки, мы нажимаем на клавиатуре кнопку F11 (групповое редактирование).

Нажимаем F11 и редактируем свойства набора объектов

И изменяем нужный нам параметр.

Свойства шелкографии изменены

На этом считаем, что посадочное место КТ-315 у нас готово, как привязать к нему STEP-модель для трехмерного моделирования узнаем в отдельной статье. Теперь нужно связать между собой условное обозначение и посадочное место.

Связываем УГО транзистора с посадочным местом КТ-315

Для того, чтобы связать условное позиционное обозначение и посадочное место, мы возвращаемся в редактор УГО.

Открываем нужный нам элемент. И под его графическим обозначением мы видим одно (сейчас оно пустое) с кнопкой "Add Footprint".

Открываем схемный элемент (условное графическое обозначение)

Теоретически мы может привязать к схемному обозначению много чего. Но сейчас мы именно делаем привязку к посадочному месту.

Поэтому жмём "Add Footprint".

Нужно связать УГО с посадочным местом

Появляется окно выбора модели компонента на плате. Нажимаем кнопку "Обзор".

Выбираем посадочное место для УГО

И видим список всех посадочных мест, которые есть в библиотеках, включенных в наш проект (переключать библиотеку нужно вручную в выпадающем списку в верхней части окна).

Выбираем нужный и нажимаем "Ok".

Выбираем КТ-315

Видим, что теперь у нас отображается имя и даже отрисовка модели (в этом случае я уже прицепил STEP-модель, поэтому мы видим оранжевый прямоугольник).

Отображено выбранное посадочное место

Нажатием кнопки "Ok" закрываем окно и видим, что теперь у нас окно под схемным обозначение уже не пустое. Там указано посадочное место.

В УГО добавилось посадочное место

Если мы выделим компонент в окне списка компонентов библиотеки, то увидим связку контактов схемного элемента (левый столбец) и посадочного места (правый столбец). Настоятельно рекомендую проверить вручную, хотя на моей памяти Altium не ошибался.

Проверяем связь между контактами УГО и посадочного места

Ну, с транзистором мы закончили, пришло время идти дальше. Я бы мог не показывать создание еще одного компонента (да и не создавать его, у меня и так в рабочих библиотеках всё есть), но решил показать немного другой случай с точки зрения посадочного места. Транзистор у нас имеет аксиальные выводы, а в качестве второго примера мы создадим посадочное место с планарными выводами. И это будет резистор Р1-12.

Начнем с создания нового схемного элемента. Нажимаем кнопку "Добавить"...

Добавляем второй компонент в библиотеку

Создаем УГО резистора

Дальше всё идет так же, как было в случае с транзистором. Сильно останавливаться уже не буду. Задаем имя компонента.

Даем имя компоненту

Видим, что он появился в библиотеке.

Теперь у нас в библиотеке два компонента

Правим компонент.

Будем настраивать свойства компонента

Изменяем свойства по умолчанию...

Свойства компонента (схемного элемента) по умолчанию

...на нужные нам.

Настраиваем свойства компонента под свои задачи и требования ГОСТ/ЕСКД

Снова руководствуемся ЕСКД для отрисовки УГО элемента.

УГО резистора по ЕСКД

Рисуем, создаем выводы, редактируем их свойства.

В данном случае я не захотел рисовать отдельные линии выводов и вообще сделал длину контактов нулевой. Никто нам этого не запрещает.

Настраиваем свойства выводов резистора

Получился такой вот резистор.

Готовое условное-графическое обозначение (УГО) резистора

Создаем посадочное место Р1-12

Переходим в редактор посадочных мест. Создаем новое пустое посадочное место (цитировать кривую руссификацию даже не хочу).

Создаем новое посадочное место под резистор

В списке посадочных мест появился пустой компонент. Пока всё так же, как и с транзистором.

Пустое посадочное место в редакторе посадочных мест Altium Designer

Дважды кликаем по нему левой кнопкой мыши, задаем имя, описание и высоту.

Настраиваем посадочное место

Вопрос: а откуда мы знаем высоту и габариты в целом? Вот, я нашел описание одного из производителей Р1-12, фирмы Эркон.

Описание Р1-12

В данном случае я решил начать с рисования контура корпуса.

Рисуем корпус резистора в слое Mechanical 1

Теперь надо разместить контактную площадку. Опять все, как и раньше.

Инструмент "Разместить контактную площадку"

Разместили площадку. И вот тут начались нестыковки... Altium нам разместил площадку с отверстием!

Размещаем контактную площадку

Чтобы исправить ситуацию и сконфигурировать тип площадки, нажимаем правую кнопку мыши и выбираем пункт "Свойства".

Редактируем свойства контактной площадки

Для того, чтобы площадка стала планарной, нам небходимо в пункте "Свойства/Слой" задать не MultiLayer, а Top Layer. Ну и задать размеры и форму.

Делаем контактную площадку планарной, с нужными размерами

Теперь наш резистор "одет" в планарную контактную площадку.

Отредактированная контактная площадка в составе посадочного места резистора

Копируем и задаем описание второму контакту.

Разместили второй контакт резистора

Рисуем шелкографию. Тут уже снова дело вкуса. Многие делают разную шелкографию для резисторов и конденсаторов, чтобы монтажникам было проще работать. Я тоже так делаю. Но какую конкретно делать - каждый решает сам для себя.

2D отображение посадочного места

Кстати, после подключения STEP-файла можно сразу посмотреть результат своей работы уже в трехмерном виде прямо в редакторе посадочных мест.

3D отображение посадочного места

Связываем между собой условное обозначение и посадочное место. Снова ничего нового...

 Устанавливаем связь между условным графическим обозначением и посадочным местом

Копирование УГО из библиотеки в другую библиотеку

Често говоря, рисовать все с нуля уже немного лень (а у меня есть уже эти элементы), да и надо показать еще одну возможность. предположим, у Вас есть библиотеки, из которых Вы бы хотели скопировать уже готовые схемные обозначения и посадочные места.

Для схемной библиотеки и библиотеки посадочных мест алгоритмы такого копирования существенно отличаются.

Начнем со схемной библиотеки. В данном случае всё вообще очень просто.

Открываем библиотеку, откуда мы будем копировать схемный элемент.

Открываем исходную библиотеку для копирования

Находим и выделяем элемент для копирования. 

Выбираем элемент для копирования

Выбираем меню "Инструменты/Копировать компонент".

Меню Инструменты/Копировать компонент

Выбираем библиотеку, куда необходимо скопировать данный элемент.

Выбираем библиотеку, куда будет скопирован компонент

И наслаждаемся результатом. У нас даже посадочное место связано и отображается.

Компонент скопирован в библиотеку

И снова "есть одно но". Входим в "связку" с посадочным местом и видим, что ссылка на посадочное место вовсе не на нашу библиотеку, а на ту, откуда мы копировали элемент. Возможно, это было бы и нестрашно, но если мы захотим отнести эти библиотеки на другой компьютер, то мы просто потеряем посадочное место.

Конечно, если у нас будет готовая плата, то посадочные места не исчезнут, более того, можно из платы "выковорять" все эти посадочные в новую библиотеку. Но зачем?

Ссылка на посадочное место указывает на старую библиотеку

Поэтому надо скопировать и посадочное место.

Копирование посадочного места из библиотеки в другую библиотеку

Для проверки себя открываем библиотеку посадочных мест и видим, что, действительно, такого посадочного места там нет.

Видим, кто посадочное место не скопировалось

Поэтому открываем библиотеку, откуда нам нужно его скопировать.

Открываем библиотеку-источник

Находим нужное посадочное место, нажимаем правую кнопку мыши и выбираем пункт "Копировать".

Находим нужное посадочное место

Возвращаемся в нашу библиотеку, жмем в списке компонентов правую кнопку и говорим "Paste 1 Component".

Вставляем в библиотеку-получатель

Видим, что в нашей библиотеке появилось новое посадочное место. Настраивать уже ничего не нужно, все настройки скопировались.

Просто и банально как Копировать/Вставить в Ворде.

В библиотеке появилось посадочное место

Более того, если мы вернемся в редактор УГО и снова зайдем в "связку", то увидим, что Altium сам изменил ссылку с исходной библиотеки на нашу.

Путь к посадочному месту автоматически изменился

Назначение нескольких посадочных мест одному УГО

Тот факт, что одно посадочное место может использоваться для разных УГО, никого не удивляет. Удивляло бы, если бы было по-другому.

Но можно и к одному УГО привязать несколько посадочных мест (бывают же элементы в разных корпусах).

Просто нажмите "Add Footprint" еще раз и добавьте другое посадочное место.

На самом деле, к одному УГО можно привязать несколько посадочных мест

В дальнейшем в свойствах элемента на схеме Вы сможете выбрать, какое именно посадочное использовать. Либо даже создавать исполнения с разними посадочными.

Многоячеечные (многовентильные) компоненты

Естественно, никто не заставляет Вас рисовать огромный элемент для стоногой микросхемы. Разделите их на вентили (по банкам, или по другому принципу).

В одном УГО может быть много ячеек

Скрытие неиспользуемых выводов

У многих микросхем есть ножки, которые помечены как "Не подключать". Можно их просто не рисовать в схемном элементе, но если опасаетесь, можно нарисовать и скрыть с глаз долой. Они будут, они будт связаны с ногами в посадочном месте, но... их не будет.

Вот тут я "накидал" такие ножки под обозначением.

В УГО много контактов типа Not Connect

Потом разместил их в неиспользуемых местах (внутри элемента и вне сетки).

Ставим неиспользуемые контакты в пределах УГО

Выделил один. И сказал, что его нужно скрыть.

Свойства контакта

И он исчез.

Контакт не виден

В списке контактов он есть, но он серый.

Отображение невидимого контакта

Чтобы не делать это с каждым контактом, я выделил их все (левая кнопка мыши с шифтом), и нажал F11.

В окне группового редактирования я поставил галочку Hide. Обратите внимание, если мы редактируем по одиночке, галочку надо снять, а если групповым образом - поставить.

Прячем контакты с помощью группового редактирования свойств

Всё, теперь эти контакты не мозолят нам глаза, но они есть.

Все ненужные контакты скрыты

Разная конфигурация металлизации контактов по слоям

Иногда необходимо сделать разные конфигурации металлизированного ободка в разных слоях. И такая возможность в Altium Designer тоже есть.

Входим в свойства контакта.

Сейчас на картинке выбран вариант, когда для верхнего, нижнего и внутренних слоёв можно задать независимые конфигурации.

У пинов можно задавать разные конфигурации по слоям

Но можно пойти дальше: задать конфигурацию по стеку слоев. То есть для каждого слоя независимо, даже для внутренних.

Конфигурация по стеку

Если мы нажмём кнопку "Редактировать стек", то увидим такую вот картинку. В этом окне можно редактировать параметры для каждого из слоёв.

Стек слоёв для отверстия

А если снять галочку "Только используемые слои", то сможем задать конфигурацию "про запас".

Полный стек слоёв

Использование помощника создания компонентов

Рисовать какой-нибудь корпус с очень большим числом ног - перспектива безрадостная. Конечно, можно нарисовать одну ножку, а остальные раскопировать с помощью создания массива, но это не исключает необходимости потом давать описание к каждой из них.

Поэтому хочется иметь в лице Altium Designer помощника, который создаст нам посадочное место в соответствии с указанными параметрами. И такой помощник в Altium Designer есть. Запустить его можно нажав правую кнопку мыши в поле списка посадочным мест библиотеки и выбрав пункт "Помощник создания компонентов".

Запуск помощника создания посадочного места

Появится приветственное окно, в котором нужно нажать кнопку "Далее". Ну, либо "Отмена", если Вы передумали.

Окно приветствия помощника

Altium Designer умеет создавать посадочные места многих типов. Для демонстрации я создам BGA-корпус. Не забываем в этом окне выставить нужные единицы измерения.

Выбираем тип корпуса для создания

Вводим диаметр контактной площадки.

Настраиваем контактные площадки

Для этого просто выделяем поле, где написано значение по умолчанию (в моем случае 1,2 мм) и записываем новое значение.

Свойства контактной площадки

Далее нужно ввести растояние между контактами.

Настраиваем расстояние между контактными площадками

...толщину шелкографии (да, это шелкография, корпус нам нужно будет нарисовать самим, если захотим).

Настраиваем толщину линии прорисовки шелкографии

Вводим значение толщины шелкографии

Выбираем стиль нумерации контактов. Кто работал с BGA, знают, что есть два стиля - сквозная нумерация и буквенно-цифровая.

Выбираем стиль нумерации контактов

Выбираем формат заполнения контактами поля под корпусом. Опять таки, весьма гибкая вещь.

Выбираем формат заполнения выводами

Мне нужен корпус, где полное заполнение.

Выбрали полное заполнение

Даем имя посадочному месту.

Выбираем имя посадочного места

И помощник с нами прощается еще одним окном.

Завершение работы мастера создания посадочного места

Вот, что у нас получилось в результате его работы. Единственный недостаток - в нулевой координате расположен не центр микросхемы (как лично я люблю), а первый контакт.

Сгенерированное посадочное место

Но это я могу поправить и вручную.

Переносим опорную точку в центр

Всё, осталось только нарисовать контур в слое Mechanical 1. Всё, вместе с созданием скринов экрана, заняло порядка 5-7 минут.

Помощник создания символов УГО

Такой помощник в Альтиум тоже есть, но, если честно, он мне показался весьма бесполезным. Но на вкус и цвет товарищей нет.

Найти его можно в меню "Иструменты/Symbol Wizard" (при этом нужно находиться в редакторе УГО, как, думаю, Вы догадались).

 Запускаем помощник создания УГО

Ну и вот нечто подобное нам может предложить данный помощник. Ничего более подробно про него рассказать и не могу.

Довольно бесполезная штука

Оставьте свой комментарий

Оставить комментарий как гость

0
  • Комментариев нет