Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Стремление осмыслить нынешнее состояние России, определить направление её развития - характерная особенность сегодняшнего дня. Мнений и предложений достаточно, многие из них интересны и оригинальны, однако они могут быть полезны лишь как абстрактные размышления о возможных путях развития России, поскольку тех, кто определяет этот путь, они особенно не интересуют.

Намеренно не использую термин <кризис>, так как основным его признаком считаю такое состояние общества, при котором оно хочет, но не может и не знает, как достичь желаемого результата в своём развитии. Потенциальные возможности России неограниченны, поэтому <не может> не подходит даже для сегодняшнего, непростого для неё исторического момента.

Относительно <не знает>, -  нет у нас недостатка в умных людях,  искренне переживающих за свою страну и готовых предложить пути её развития.

В истории России не было периода, когда такие распространённые черты большинства обычных русских людей, как целеустремлённость, веротерпимость, способность к самопожертвованию использовались бы для блага самих людей. Говоря о русских людях, не имею цели подчеркнуть их  какую-то исключительность или противопоставить другим народам.

После такого вступления невольно возникает ожидание очередной концепции развития. Концепции не будет, а будет взгляд на возможный путь России с другой стороны. <Суха теория, мой друг, но древо жизни вечно зеленеет>. Носителем жизни является народ, от категории <народ> спустимся к конкретному человеку, его составляющему. Простой вопрос - что необходимо человеку для творческого, одухотворённого отношения к тому роду деятельности, в котором он себя реализует? Простой ответ - нужна такая система ценностей, которая препятствовала бы появлению негативных мыслей и поступков. Скажут - такую систему ценностей предлагает религия. Пусть так, но стала ли религия для русских людей побудительным мотивом  именно для такого отношения к своей деятельности? На сегодняшний день не стала. Говоря о системе ценностей, в конечном итоге, имею  ввиду духовность, основу которой эта система и составляет. Признавая наличие огромного духовного опыта религии, можно, тем не менее, утверждать, что совсем не обязательно следовать какой-либо вере или учению, чтобы стремиться к высотам духовности. Опыт показывает, что формирование соответствующей системы ценностей может быть следствием определённого духовного состояния, которое я называю внутренней одухотворённостью. Оно вполне достижимо, динамично и, по моему мнению, первично по отношению к любому роду обычной человеческой деятельности. Я определяю его как постоянное устремление к Высочайшему и Прекрасному. Каждый  волен выбирать  каким именем называть это Высочайшее и Прекрасное. Внутренняя одухотворённость не достигается  раз и навсегда, она есть цель, постоянно изменяющая человека по мере движения к ней. Претензии на новое учение здесь нет, а внутренняя одухотворённость рассматривается как результат повседневной духовной практики. Уверен, что внутренняя одухотворённость соответствует одному из главных законов духовного развития, который можно сформулировать так: <Любому человеку в любой момент его жизни открыт путь к высотам духа>. А вот что необходимо, чтобы встать на этот путь - предмет другого разговора. Практическая реализация внутренней одухотворённости совсем не означает отказ от активного интереса к обычной жизни, она лишь формирует другой взгляд на эту жизнь.

Внутренняя одухотворённость содействует появлению другого, отличного от принятых, взгляда на цель жизни человека. Люди догадывались всегда, что истинная цель жизни есть нечто иное, не вытекающее из обычных забот и стремлений. Её практически невозможно точно передать в терминах языка, но возможно ощутить. Воздействие внутренней одухотворённости на повседневную жизнь столь велико, что лишь неспособность людей видеть многие причинно-следственные связи не позволяет оценить его в полной мере. Считаю, что стремление к внутренней одухотворённости не что иное, как следование одному из основных духовных законов. Полагаю, что многие русские люди обладают определённой предрасположенностью следовать этому закону.

Уверен, что внутренняя одухотворённость - это путь, на котором проявляются скрытые возможности  как людей, так и страны в целом. Следствием этой уверенности является для меня утверждение, что не следует России никому ни подражать и ни противопоставлять себя. Поставив задачу  догнать кого-то, мы забываем, что не обязательно идти по следам, а цель, к которой движется  ушедший  вперёд, может быть достигнута совсем другим путём. Кроме того, кто может утверждать, что современная цивилизация развивается в правильном направлении? Существует предположение, что человек изначально был предназначен для чего-то другого, совершенно недоступного сегодняшнему уровню понимания, а цивилизация на определённом этапе, в прошлом, могла начать развиваться в сторону духовной, то есть такой, которой для приобретения новых знаний не нужны технические устройства. Возможно, постепенный, не всеми осознаваемый, поворот к такой цивилизации будет происходить.

Есть своя закономерность в том, что в сегодняшней России всё больше людей стремятся к духовному развитию в своём собственном его понимании. Характерно, что все они как бы замкнуты на самих себя. Отчасти, поэтому пришло очень мало откликов на такое объявление: <Ищу людей, чьё стремление действовать для блага страны является естественным продолжением их движения к высотам духовности>. Убеждён, что весьма полезным стало бы издание вестника, который мог бы стать объединяющим началом для людей, которым и было адресовано приведённое объявление. Очень вероятно, что такие люди смогли бы стать своеобразными точками роста духовности в стране.

Слова, вынесенные в заголовок, составляют половину высказывания, отражающего взгляд автора на назначение человека в этом мире. Полностью оно звучит так:

<Един достойный путь для нас,
Высокий дух - ему названье>.